logo
Медицинский вестник
Северного Кавказа
Научно-практический журнал
Зарегистрирован в Федеральной службе
по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций
и охране культурного наследия
ПИ №ФС77-26521 от 7 декабря 2006 года
ISSN 2073-8137
rus
русский
eng
english

Поиск по сайту




Адрес редакции
355017, Ставрополь, улица Мира, 310.

Телефоны
(8652) 35-25-11, 35-32-29.

E-mail
medvestnik@stgmu.ru

Рейтинг@Mail.ru

Избранные вопросы контроля и обеспечения качества медицинской помощи

[Обзоры]
Бугаев Дмитрий Александрович; Горбунков Виктор Яковлевич;

Обеспечение качества и доступности медицинской помощи является одним из ключевых элементов современной стратегии развития российского здравоохранения. Контроль качества является неотъемлемой частью системы управления качеством медицинской помощи. Вневедомственный контроль основывается на принципах независимой экспертизы. Вневедомственная экспертиза, как правило, позволяет выявить большее число дефектов медицинской помощи, чем внутренний контроль. По результатам экспертизы администрацией лечебных учреждений должны проводиться мероприятия, направленные на предупреждение и устранение выявленных дефектов, принятие управленческих решений. Данное обстоятельство повышает требования к компетенции руководителей лечебных учреждений в вопросах обеспечения качества медицинской помощи, управления персоналом и создания условий, благоприятствующих работе сотрудников.

Скачать

Список литературы:
1. Агаларова, Л. С. Изучение факторов, оказывающих влияние на качество медицинской помощи / Л. С. Агаларова, У. Г. Ильясова, Г. А. Исмаилова, З. Ш. Абдуррахманова // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. – 2011. – № 4. – С. 33–35.
2. Александрова, О. Ю. Качество медицинской помощи: правовая оценка / О. Ю. Александрова, И. Ю. Григорьев, О. Н. Лебединец, Т. В. Тимошенкова // Главврач. – 2009. – № 9. – С. 63–72.
3. Белякин, С. А. Социально-психологическое обеспечение системы менеджмента качества в медицинской организации / С. А. Белякин, Т. В. Казакова, Т. Н. Брескина, А. А. Азбаров, М. М. Ковальчук // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2011. – № 4. – С. 26–30.
4. Васильев, Е. А. Региональная система контроля качества оказания медицинской помощи в оренбургской области / Е. А. Васильев, С. Г. Жуков, Е. Л. Борщук // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. – 2011. – № 4. – С. 114–116.
5. Виноградова, Т. В. Изучение удовлетворенности стационарной помощью населения удмуртской республики / Т. В. Виноградова, С. М. Дунаев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2011. – № 5. – С. 19–22.
6. Воропаев, А. В. Дефекты оказания травматологической медицинской помощи и платных медицинских услуг: сравнительная оценка правовых последствий / А. В. Воропаев // Сибирский медицинский журнал. – 2008. – Т. 83, № 8. – С. 112–115.
7. Вялков, А. И. Управление и экономика здравоохранения / под ред. А. И. Вялкова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 664 с.
8. Григорян, Н. С. Взаимодействие ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи / Н. С. Григорян, В.П. Федотова, Т. Ю. Ямщикова, У. В. Воронина // Заместитель главного врача. – 2009. – № 7. – С. 70–79.
9. Денисов, И. Н. Профилактика претензий к качеству медицинского обслуживания. Роль коммуникативных навыков врачебного персонала / И. Н. Денисов, А. Г. Резе, А. В. Волнухин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2012. – № 6. – С. 32–35.
10. Дмитриева, О. А. Проблема врачебной ошибки в ургентной ситуации / О. А. Дмитриева, В. Д. Шевцов, Д. В. Гончаренко, Е. А. Юртаева // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2007. – № 4. – С. 64–67.
11. Игнатовский, А. О некоторых аспектах качества медицинской помощи / А. Игнатовский, Е. Соколовский, Н. Вишняков // Врач. – 2012. – № 5. – С. 83–85.
12. Иорданишвили, А. К. Влияние заполнения медицинской документации на заключение судебно-медицинской экспертизы / А. К. Иорданишвили, И. А. Толмачев, О. А. Быховская, Е. М. Горбатенков // Институт стоматологии. – 2010. – № 4. – С. 24–26.
13. Ледяева, Н. П. О необходимости нормативно-правового регулирования контрольных мероприятий по вопросам качества медицинской помощи / Н. П. Ледяева, И. Н. Лаптева // Вестник Росздравнадзора. – 2010. – № 3. – С. 28–29.
14. Ледяева, Н. П. Основные подходы к совершенствованию управления и организации контроля качества медицинской помощи в многопрофильном ЛПУ / Н. П. Ледяева, Г. М. Гайдаров, Н. Г. Сафонова, Н. Ю. Алексеева // Вестник Росздравнадзора. – 2013. – № 1. – С. 43–54.
15. Линденбратен, А. Л. Качество организации медицинской помощи и критерии для его оценки / А. Л. Линденбратен // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. – 2013. – № 2. – С. 20–23.
16. Линденбратен, А. Л. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и проблемы управления качеством медицинской помощи / А. Л. Линденбратен // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2012. – № 4. – С. 3–5.
17. Магомедова, С. А. Кадровое обеспечение организации медицинской помощи в Республике Дагестан / С. А. Магомедова, Е. В. Ильинцев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2012. – № 4. – С. 53–55.
18. Михайлова, Н. В. Методология обеспечения и управления качеством медицинской помощи в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 / Н. В. Михайлова // Вестник Росздравнадзора. – 2010. – № 3. – С. 19–27.
19. Михайлова, Ю. В. Эффективность работы здравоохранения Российской Федерации / Ю. В. Михайлова, О. Б. Нечаева, Е. И. Скачкова, В. И. Назаров // Здравоохранение Российской Федерации. – 2011. – № 6. – С. 3–7.
20. Мурашова, Л. А. Социально-психологический тренинг как средство оптимизации профессионального общения медицинского персонала / Л. А. Мурашова // Наука и бизнес: пути развития. – 2012. – № 7. – С. 29–31.
21. Николюкина, Н. Б. Социально-психологические особенности работы персонала как актуальная проблема кадрового менеджмента медицинского учреждения / Н. Б. Николюкина // Вестник ТГУ. – 2012. – № 9. – С. 236–241.
22. Нонукова, И. В. Работа с обращениями граждан, поступившими в 2011 г. в Управление Росздравнадзора по Республике Алтай / И. В. Нонукова, Н. П. Уцаева // Вестник Росздравнадзора. – 2012. – № 2. – С. 27–32.
23. Погосян, С. Г. Анализ мнения врачей об их профессиональной подготовленности / С. Г. Погосян, А. Е. Орлов, С. Е. Тептин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – № 1. – С. 33–35.
24. Позднякова, О. Ю. Реализация прав больных бронхиальной астмой в условиях поликлиники / О. Ю. Позднякова, И. Б. Шикина // Вестник Росздравнадзора. –2012. – № 6. – С. 73–74.
25. Рафикова, Ю. С. К вопросу об информированности граждан и медицинских работников об изменениях в медицинском законодательстве / Ю. С. Рафикова, И. Л. Аламов // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 10. – С. 108–111.
26. Саркисян, Б. А. Субъективная сторона надлежащего и ненадлежащего оказания медицинской помощи / Б. А. Саркисян, Н. Б. Шапкина // Проблемы экспертизы в медицине. – 2008. – № 3 – 4. – С. 4–7.
27. Светличная, Т. Г. Организация вневедомственного контроля качества в системе обязательного медицинского страхования / Т. Г. Светличная, О. А. Цыганова, Е. Л. Борчанинова // Здравоохранение Рос. Федерации. – 2009. – № 5. – С. 25–29.
28. Светличная, Т. Г. Медико-правовой анализ обращений пациентов в государственные и муниципальные органы власти / Т. Г. Светличная, О. А. Цыганова, В. К. Зинькевич // Экология человека. – 2010. – № 2. – С. 50–53.
29. Серёгина, И. Ф. О некоторых вопросах управления и контроля качества медицинской помощи в Российской Федерации / И. Ф. Серегина // Главврач. – 2010. – № 11. – С. 60–66.
30. Тельнова, Е. А. Качество оказания медицинской помощи как основная задача системы здравоохранения / Е. А. Тельнова // Вестник Росздравнадзора. –2010. – № 5. – С. 4–9.
31. Хафизьянова, Р. Х. Классификация дефектов фармакотерапии как основа оценки качества лекарственной терапии при оказании медицинской помощи / Р. Х. Хафизьянова, И. М. Бурыкин, Г. Н. Алеева // Бюллетень сибирской медицины. – 2013. – № 3. – С. 82–91.
32. Ходакова, О. В. Оценка факторной обусловленности правовой информированности врачей в области законодательства об охране здоровья граждан / О. В. Ходакова, Н. Ф. Шильникова, Н. А. Куйдина // Сибирский медицинский журнал. – 2013. – № 3. – С. 138–141.
33. Хохлов, Р. А. Влияние синдрома эмоционального выгорания на стереотипы врачебной практики и клиническую инертность / Р. А. Хохлов, Э. В. Минаков, Г. И. Фурменко, Н. М. Ахмеджанов // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. – 2009. – № 1. – С. 12–22.
34. Шабунова, А. А. Региональный опыт реализации программы модернизации здравоохранения / А. А. Шабунова, Н. А. Кондакова // Здравоохранение Российской Федерации. – 2014. – № 2. – С. 8–13.
35. Delamater, P. L. Measuring geographic access to health care: raster and network-based methods / P. L. Delamater, J. P. Messina, A. M. Shortridge, S. C. Grady // International Journal of Health Geographics. – 2012. – № 1. – P. 15.
36. El Bardissi, A. W. Application of the human factors analysis and classification system methodology to the cardiovascular surgery operating room / A. W. El Bardissi, D. A. Wiegmann, J. A. Dearani [et al.] // Ann. Thorac. Surg. – 2007. – № 83. – P.1412–1419.
37. Gawande, А. А. Analysis of errors reported by surgeons at three teaching hospitals / А. А. Gawande, M. J. Zinner, D. M. Studdert , T. A. Brennan // Surgery. – 2003. – Vol. 133, № 6. – P. 614–621.
38. Hamman, W. R. Using in situ simulation to identify and resolve latent environmental threats to patient safety: case study involving a labor and delivery ward / W. R. Hamman, B. M. Beaudin-Seiler, J. M. Beaubien [et al.] // J. Patient Saf. – 2009. – № 5. – P. 184–187.
39. Lansky, D. Quality measurement in orthopaedics: the purchasers’ view / D. Lansky, A. Milstein // Clin. Orthop. Relat. Res. – 2009. – № 467. – P. 2548–2555.
40. Luck, J. Using standardised patients to measure physicians’ practice: validation study using audio recordings / J. Luck, J. W. Peabody // BMJ. – 2002. – № 325. –
P. 679.
41. Mihalko, W. M. Reporting and notification of adverse events in orthopedics / W. M. Mihalko, A. S. Greenwald, J. Lemons, J. Kirkpatrick // J. Am. Acad Orthop Surg. – 2010. – № 18. – P. 193–198.
42. Sanghera, I. S. The attitudes and beliefs of healthcare professionals on the causes and reporting of medication errors in a UK intensive care unit / I. S. Sanghera, B. D. Franklin, S. Dhillon // Anaesthesia. – 2007. – № 62. – P. 53–61.
43. Zhu, J. Can we rely on patients’ reports of adverse events? / J. Zhu, S. O. Stuver, A. M. Epstein [et al.] // Med Care. – 2011. – № 49. – P. 948–955.

Ключевые слова: качество и доступность медицинской помощи, экспертиза


Учредители:
Ставропольская государственная медицинская академия
Государственный научно-исследовательский институт курортологии
Пятигорская государственная фармацевтическая академия