Поиск по сайту
Адрес редакции
355017, Ставрополь, улица Мира, 310.
Телефоны
(8652) 35-25-11, 35-32-29.
E-mail
medvestnik@stgmu.ru
Журнал включён в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата и доктора наук (решение Президиума ВАК Минобрнауки РФ №6/6, февраль 2010).
Журнал включён в Реферативный журнал и Базы данных ВИНИТИ РАН и зарегистрирован в Научной электронной библиотеке в базе данных Российского индекса научного цитирования на основании сублицензионного договора № 07-04/09-14 от 25 марта 2009 года.
Журнал индексируется: БД SCOPUS, Ulrich's International Periodicals Directory.
[Оригинальные исследования] [Психиатрия]
Федотова Любовь Антоновна; Соловьёв Андрей Горгоньевич;
Изучены особенности речевого развития де-
тей дошкольного возраста, проживающих в об-
ластном центре, поселковой и сельской мест-
ности Европейского Севера России. У детей
раннего и младшего возраста, проживающих в
городской и поселковой местности, имелись на-
рушения звукопроизношения, фонематического
восприятия при сохранности всех других компо-
нентов речи, в сельской местности – страдала
речевая моторика, отмечены нарушения звуко-
произношения, фонематического восприятия.
У городских детей старшего дошкольного
возраста выявлен высокий уровень развития
всех компонентов речевой системы; в поселко-
вой группе – имелись отклонения фонематиче-
ского восприятия, артикуляционной моторики; в
сельской местности, помимо нарушений звуко-
произношения и фонематического восприятия,
выявлены дефекты в звуко-слоговой структуре
слова, грамматическом строе и связной речи, что
свидетельствует о более выраженном отклоне-
нии речевой системы. Отмечена необходимость
оказания дифференцированной логопедической
помощи детям дошкольного возраста с учетом
условий их проживания.
Список литературы:
1. Вершинина, О. М. Особенности речевого развития
детей раннего возраста / О. М. Вершинина, В. А. Ма-
нуилова // Практическая психология и логопедия. –
2005. – № 4 (15). – С. 5–8.
2. Громова, О. Е. Норма и задержка речевого развития
у детей 2–3 лет: разработка анкеты для дифференци-
рованной оценки речи в раннем возрасте / О. Е. Гро-
мова // Дефектология. – 2009. – № 2. – С. 66–77.
3. Громова, О. Е. Речевое поведение мальчиков в норме
и в случаях задержки речевого развития / О. Е. Громо-
ва // Дефектология. – 2010. – № 1. – С. 64–68.
4. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной
речи старших дошкольников с задержкой психическо-
го развития и общим недоразвитием речи / В. П. Глу-
хов, М. Н. Смирнова // Логопедия. – 2006. – № 3. –
С. 13–24.
5. Соломаха, Л. С. Схема обследования ребенка ранне-
го и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) /
Л. С. Соломаха, Н. В. Серебрякова // Диагностика на-
рушений речи у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного образовательного
учреждения : сб. метод. реком. – СПб. : ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2000. – С. 29–37.
6. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной
речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – АРКТИ,
2000. – 55 с.
7. Федотова, Л. А. Комплексная диагностика, психолого-
логопедическая коррекция и профилактика наруше-
ний речи у детей в младшем школьном возрасте /
Л. А. Федотова, А. Г. Соловьев, Г. Н. Дегтева [и др.]. –
Архангельск : СГМУ, 2002. – 21 с.
8. Федотова, Л. А. Личностные и психоэмоциональные
особенности младших школьников с нарушениями
речи / Л. А. Федотова, А. Г. Соловьев // Психическое
здоровье. – 2011. – С. 76–80.
9. Чиркина, Г. В. Основные направления совершенство-
вания системы дошкольной логопедической помо-
щи / Г. В. Чиркина, Е. Л. Черкасова // Дефектология. –
2009. – № 1. – С. 23–32.
Ключевые слова: нарушение речи, фонетический и фонематический дефект, ранний дошкольный возраст, коррекция